Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Забайкальский край, Нерчинско-Заводский район,
с. Горный Зерентуй, ул. Сухинова, д. 37
Телефон : +7 924 504 54 60

 

Главная / Преемственность со школой

Преемственность со школой


Актуальность.

     О преемственности дошкольного и начального общего образования много говорят в последнее время.

Утвержденные на государственном уровне и введенные в действие Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного и начального общего образования способствуют обеспечению преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

       В настоящее время произошли существенные изменения в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения.

        Вариативность привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность (в частности, обилие одночасовых предметов), что привело к неоправданному росту требований к поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке детей.

         Подготовка ребенка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.

       Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо  важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки ребенка к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

      Поступление ребенка в школу - переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению.

                                «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». (Л.С. Выготский).

Это значит, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а учитывать накопленный дошкольником опыт и основываться на его достижениях. Программа дошкольного образования, правильно организованная развивающая предметно - пространственная среда в групповых помещениях способствуют становлению устойчивого познавательного интереса у дошкольника и успешному его обучению в школе.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

        Не научив ребенка в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких  результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появилась необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, преемственности в формах взаимодействия с детьми и их родителями.

 

  1. Пояснительная записка.

           Программа преемственности дошкольного и начального общего образования (далее по тексту - Программа) регламентирует деятельность МДОУ Горно-Зерентуйский детский сад «Сказка»  и МОУ Горно-Зерентуйская СОШ в вопросах организации преемственности дошкольного и начального общего образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

Нормативной основой для разработки Программы является:

  • Федеральный закон от 29.12.2012года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. от 31.12.2015 г.).
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г..
  • Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004г. №1312.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821­10 (с изм. от 24 ноября 2015 года), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
  • СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:

  • содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;
  • работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов)

■     взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативно-правовой базы;
  • образовательных запросов родителей;

■          видовой структуры групп и др.

                 Деятельность по Программе осуществляется в дошкольных группах и начальных классах Школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на:

  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • формирование общей культуры;
  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
  • формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;
  • обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей

Цель Программы

Реализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования. Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Обеспечение непрерывности, целостности, последовательности и системности образования.

  1. Задачи Программы (общие)
  1. Создать условия для реализации плавного, бесстрессового перехода выпускников детского сада в школу.
  2. Создать психолого - педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  3. Создать систему продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся.

Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

   На дошкольном уровне:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
  • включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста)

На уровне начального общего образования:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
  1. Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
  1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
  2. Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-­эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
  3. Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
  4. Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  5. Принцип        содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

            Доминирующие формы педагогической работы с детьми

 

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Игра, игровое занятие

Урок

Все виды игровой, художественно - продуктивной деятельности

Учебная, с использованием игровых приемов

 

  1. Формы осуществления преемственности:
  1. Работа с детьми (дошкольниками):
  • экскурсии в школу;
  • посещение школьных музеев, библиотек;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в совместной театрализованной деятельности;
  1. Взаимодействие педагогов:
  • совместные методические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер - классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  •         взаимодействие педагогов - психологов и учителей - логопедов ДОУ и Школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями.

  1. Сотрудничество с родителями:
  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов
  1. Механизм внедрения программы
  •     Создание педагогических условий построения преемственной предметно­развивающей образовательной среды.
  • Выявление проблем: дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе.

(педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, методисты НОО)

  1. этап

Переход дошкольника в школу

  • Передача пакета документов выпускников в школу.
  • Отслеживание адаптации детей в первом классе.
  • Оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
  • Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации.

(педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, родители, методисты ОО)

  1. Психолого - педагогические условия реализации непрерывного

образования

 

Мероприятия

Цель/задачи

Сроки

 

Ответствен

ный

Выход

Информационно - просветительский этап

1

Родительские собрания в старших группах ДО

Знакомство родителей с особенностями в ОО в

соответствии с ФГОС; знаком­ство со спецификой образовательных программ, реализуемых в начальной школе

октябрь

методист ОО психолог ОО

Памятка для родителя с характеристикой каждой программы

Практический этап

1

Родительские собрания в подготовительных к школе группах ДО

Знакомство родителей с особенностями в ОО в

соответствии с ФГОС; знакомство со спецификой образовательных программ, реализуемых в начальной школе

октябрь

методист

ОО

психолог

ОО

 

Памятка для родителя с характеристикой каждой программы

 

 

 

 

 

 

2

Скрининг диагностика уровня развития предпосылок к обучению в школе воспитанников подготовитель­ной к школе группе

Выявление группы риска

Март, апрель

Педагог-психолог

 

Планирование групповой/индивидуа льной коррекционно­развивающей работы

3

Предварительная

диагностика

мотивационной

сферы

воспитанников подготовительной к школе группе

Определение преобладающего ведущего мотива среди

воспитанников подготовительной к школе группе.

октябрь-

ноябрь

Педагог-психолог

 

Планирование

групповой

развивающей работы

4

Занятия по

подготовке

воспитанников

подготовительных

групп к школе

(индивид., мини

группы)

Отработка необходимых для школьного обучения коммуникативны х и

поведенческих навыков, расширение знаний о школьной жизни, развитие познавательных процессов, мо­торики,

произвольности.

октябрь-

май

Педагог-психолог

 

 

Профилактика

дезадаптации

5

Занятия по коррекции звукопроизношения и развитию связной речи (логопункт)

Коррекционно- логопе­дическое воздействие направлено на устранение речевых

нарушений, а также на предупреждение возможных, обеспечение личностной готовности ребенка к обучению в школе, трудностей в процессе обучения в школе

октябрь-

май

Учитель-логопед

 

Предупреждение возможных трудностей в процессе обучения в школе

Диагностико-прогностический этап

1

Расширенное диагностическое исследование компонентов готовности к обучению в школе: (мотива­ционный, интеллектуальный; развитие произвольности). Определение уровня речевого развития.

Выявление

уровня

сформированности предпосылок

УУД

апрель-май

Педагог-психолог

 

учитель-логопед

 

Определение уровня готовности к обучению в школе. Составление рекомендаций по выбору образовательной программы для выпускника ДО

2

Родительские собрания в подготовительных к школе группах ДОУ

Ознакомление с общими результатами диагностики по готовности к обучению к школе

май

Педагог-психолог 

Памятка для родителей

по адаптации детей к школе

3

Мониторинг

Неорганизованн  ых       детей старшего дошкольного возраста и выпускников ДО из других образовательных комплексов

Выявление

уровня

сформированности предпосылок

УУД

май-июнь

 психолог

ОО

 

Определение уровня

Готовн                         готовности к об    учению в школе.

Составление

4

Комплектование первых классов Школы

Распределение

будущих

первоклассников

в классы

 

май-июнь

психолог

ОО

 

Списки

скомплектованных первых классов начальной школы

             
  1. Ожидаемые результаты.
  1. Обеспечение оптимального перехода ребенка - от дошкольного уровня к уровню начального общего образования:
  • доступность качественных услуг начального общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;
  • благоприятные условия для успешного перехода дошкольника на

следующую образовательную ступень - начальное общее образования, единство требований, предъявляемых к первокласснику федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования;

  • уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
  • возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах

деятельности;

•стабильный интерес детей к процессу обучения;

  • формирование позиции успешного первоклассника.
  1. Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями

и  учителями начальной  школы, обеспечивающих:

  • внедрение эффективной системы управления качеством образования;
  • создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала;
  • создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого­педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами.

3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:

  • повышение интереса к деятельности ДОУ, их активного и сознательного вовлечения в жизнь детского сада, начальной школы;
  • укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка

на новую ступень развития - школьную;

  • обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения

компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;

  • предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.

 

 

 

 

 

 

На сайте горно-зерентуйский-детсад.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принято
Наверх страницы